2 класс. Неделя 13 (с 10 по 17 декабря). Теория.

Ребусы.

Ребус — это загадка, головоломка, в которой зашифровано слово, фраза или пример. Ребус — один из древнейших видов загадок. Решение ребусов развивает внимание и смекалку, учит мыслить образно и нестандартно.

На сегодняшнем занятии мы рассмотрим два вида ребусов:

  • словесные ребусы, в которых с помощью картинок и специальных знаков зашифрованы слова или фразы,
  • числовые ребусы, в которых некоторые цифры зашифрованы буквами или звёздочками.

1. Словесные ребусы.

Разгадать словесный ребус — значит расшифровать загаданное слово или фразу.
Есть несколько правил разгадывания словесных ребусов. Рассмотрим их.

1. Последовательность букв или картинок.

Если в ребусе есть некоторая последовательность букв, написанных как в обычном слове, то их нужно просто прочитать.
Если в ребусе есть картинка без других знаков, то нужно назвать то, что изображает картинка.

Вот примеры разгадывания таких ребусов:

2. В ребусе есть число или повторения.

Если в ребусе встречается число, то его нужно просто назвать.
Если в ребусе несколько раз повторяется буква или картинка, то нужно сосчитать количество повторений или назвать изображенный предмет во множественном числе.
Полезно помнить, что в буквы З, О и Ч по написанию похожи на цифры 3, 0 и 4. Это может помочь в разгадывании ребуса.

Примеры таких ребусов:

3. Перевёрнутая картинка.

Если в ребусе картинка перевёрнута вверх ногами, то слово, которое она изображает, нужно прочитать наоборот, то есть справа налево.

Примеры таких ребусов:

4. Буквы рядом с картинками.

Если рядом с картинкой есть зачёркнутая буква, то нужно читать слово, изображенное на картинке, без этой буквы.
Если буква зачёркнута, но рядом написана другая буква, то нужно заменить зачёркнутую букву на новую.
Если указано, что одна буква равна другой, то тоже нужно заменить одну букву на другую.

Примеры таких ребусов:

5. Цифры рядом картинками.

Цифры рядом с картинкой обозначают номера букв в слове, изображенном на картинке.

Если рядом с картинкой есть зачёркнутая цифра, то нужно читать слово, изображенное на картинке, без буквы с этим номером.
Если цифра зачёркнута, но рядом написана буква, то нужно заменить букву с зачёркнутым номером на новую.
Если указано, что цифра равна букве, то нужно заменить букву с этим номером на указанную букву.
Если рядом с картинкой указана последовательность цифр, то нужно выбрать из слова буквы с этими номерами и прочитать их в указанной последовательности.

Примеры таких ребусов:

6. Запятые перед и после картинки.

Запятая перед картинкой означает, что нужно читать слово, изображённое на картинке, без первой буквы.
Запятая после картинки означает, что нужно читать слово, изображённое на картинке, без последней буквы.
Если запятых несколько, то нужно «отбросить» столько букв, сколько написано запятых.

Примеры таких ребусов:

7. Положение букв в ребусе.

В ребусе буквы и сочетания букв могут располагаться по-разному относительно друг друга.
В этом случае нужно не просто прочитать буквы, а сказать фразу, описывающую положение букв.

Например, в ребусе  слог ДА находится внутри буквы О, то есть «в букве О находится слог ДА». Читаем: «В — О — ДА», получилось слово «вода».

В ребусе  буквы ОК стоят за буквой М. Читаем: «ЗА — М — ОК», получилось слово «замок».

Еще примеры таких ребусов:

Теперь, зная все эти правила, можно разгадать любой словесный ребус.

2. Числовые ребусы.

Числовые ребусы — это примеры, в которых некоторые цифры заменены буквами или звёздочками.
Разгадать числовой ребус — значит определить, какая цифра скрывается за каждой буквой или звёздочкой.

В числовых ребусах действуют два правила:

  • Правило букв: В любом ребусе, если не сказано другое, одинаковые буквы обозначают одну и ту же цифру, а разные буквы – разные цифры.
  • Правило звёздочек: Каждая звёздочка заменяет ровно одну цифру. Цифры могут быть одинаковыми, а могут и разными.

Кроме того, важно помнить, чем отличаются цифры от чисел, и что никакое число, кроме 0, не может начинаться с нуля.

Как решать числовые ребусы? В простых случаях можно перебрать все цифры и выбрать подходящие. В более сложных ребусах, где есть несколько разных букв, перебирать придется очень много вариантов. В этих случаях чаще всего удается понять, какие цифры точно не могут быть решением, и рассматривать только подходящие варианты.

Задача 1.
Решите ребус с буквами:

Решение.
Посмотрим сначала на число ББ. Оно состоит из двух одинаковых цифр. Значит, это или 11, или 22, или 33 и т. д.

8 и А – однозначные числа. Самое большое число, которое может получиться при сложении двух однозначных чисел, — это 18. То есть, складывая 8 и А,  нельзя получить 22, 33 и больше. Значит, ББ — это 11.

Переписываем ребус: 8 + А =11.
А — это число, которое нужно прибавить к 8, чтобы получить 11. Значит, А = 3.

Ответ: А=3, Б=1.

Задача 2.
Решите ребус со звёздочками:

Решение.
Посмотрим на первое число. Мы прибавляем к нему что-то и получаем в результате число, которое начинается с 1. Значит, первое число не может быть 29, 39 и больше. Ноль на первом месте тоже стоять не может. Значит, на месте первой звёздочки стоит 1, и первое число — 19.

Переписываем ребус: 19 + * = 1*.
Теперь можно увидеть, что вторая звёздочка — это число 0. Ведь если к 19 прибавить 1 или больше, то получится 20 или больше, а должно получиться число 1*, то есть с цифрой 1 в разряде десятков.

Значит, последнее число тоже 19, и решение ребуса такое: 19 + 0 = 19.

Ответ: 19 + 0 = 19.

Замечание.
При решении числовых ребусов в качестве ответа можно указывать расшифрованный пример.

Добавить комментарий